Организационно - экономическая характеристика предприятия
Из данных таблицы следует, что показатели рентабельности 2011 год по сравнению с 2010 годом значительно выросли, что подтверждает высокую эффективность деятельности предприятия. Рентабельность реализованной продукции увеличилась на 1.23%, рентабельность производства возросла на 120.46%, рентабельность активов возросла на 73.57%, рентабельность внеоборотных активов возросла в 4 раза, рентабельность оборотных активов возросла на 88.87%, рентабельность собственного капитала возросла на 135.09%, рентабельность продаж возросла на 4.88 %.
Важным элементом анализа рентабельности является оценка доходности объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние (влияние цены продукции и ее себестоимости). В этих целях необходимо использовать следующую аналитическую таблицу (табл. 2.5).
Таблица 2.5. Расчет рентабельности объема продаж ООО «Юность» за 2010 - 2011 гг.
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонения (+,-) |
1. Выручка от реализации товаров (объема продаж), т.р. |
40828 |
39887 |
- 941 |
2. Себестоимость реализации товаров (включая коммерческие и управленческие расходы), т.р. |
38764 |
38203 |
- 561 |
3. Прибыль от реализации товаров, т.р. |
2064 |
1684 |
- 380 |
4. Рентабельность объема продаж (стр.3:стр.1*100),% |
5.06 |
4.22 |
- 0.84 |
Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции определим методом цепных подстановок.
Влияние факторов:
. Определяем влияние выручки от реализации на рентабельность продаж:
С уменьшением выручки на 941 т.р. рентабельность продаж снизилась на 2.24%.
. Определяем влияние себестоимости реализации товаров на рентабельность продаж:
С уменьшением себестоимости реализации товаров на 561 т.р. рентабельность продукции увеличилась на 1.4%.
. Совокупное влияние двух факторов:
2.24 + 1.4 = - 0.84%
Под влияние двух факторов рентабельность продаж уменьшилась на 0.84%.
Другим важным аспектом анализа является изучение взаимосвязи между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов.
(2)
где Ра - рентабельность активов, %; БП - бухгалтерская прибыль; Аср. средняя стоимость активов за расчетный период; ВР - выручка от реализации продукции (объем продаж).
Данный показатель отражает прибыльность активов, которая обусловлена как ценовой политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство продукции. Через рентабельность активов можно оценить и деловую активность предприятия (посредством показателя оборачиваемости активов).
Таблица 2.6. Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (+,-) |
1. Выручка от реализации продукции (объем продаж), т.р. |
40828 |
39887 |
- 941 |
2. Средняя стоимость активов, т.р. |
2468 |
2907 |
+ 439 |
3. Бухгалтерская прибыль, т.р. |
- 948 |
1022 |
+1970 |
4. Оборачиваемость активов (стр.1:стр.2), число оборотов |
16.543 |
13.721 |
- 2.822 |
5. Рентабельность продаж (стр.3:стр.2*100), % |
- 38.41 |
35.16 |
+ 73.57 |
6. Рентабельность активов (стр.4*стр.5), % |
- 635.42 |
482.43 |
+ 1117.85 |