Система показателей рентабельности и методы их определения
Показатели рентабельности являются, в отличие от прибыли, относительными показателями. Они характеризуют финансовые результаты организации и измеряют уровень доходности, широко используются при оценке финансового состояния организации.
Важно запомнить, что, несмотря на большое количество показателей рентабельности, у них есть общие свойства:
1. Все они измеряются в процентах.
2. В числителе - всегда какая-нибудь прибыль (в основном: от реализации, общая прибыль отчетного периода, чистая прибыль).
. В знаменателе - в основном либо затраты, либо объем продаж, либо какой-нибудь капитал.
Как раз в зависимости от знаменателя, все показатели рентабельности объединяются в следующие группы:
1. Рентабельность производства продукции (рентабельность затрат).
2. Рентабельность продаж.
. Рентабельность капитала организации.
Рентабельность производства продукции - характеризует, насколько выгодно организации производство той или иной продукции. Часто рассчитывается отдельно по видам выпускаемой продукции, как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Поэтому ее еще называют рентабельностью затрат (формула 9).
(9)
Рентабельность продаж - характеризует уровень доходности организации. Определяется, как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации продукции (формула 10).
(10)
Рентабельность капитала - характеризует, насколько эффективно используется капитал организации. Причем, в зависимости от того, эффективность использования какой части капитала нас интересует, может быть определена рентабельность основного капитала, всего капитала организации, акционерного капитала и т.д. Любой из этих показателей рассчитывается отношением прибыли отчетного периода (либо общей прибыли) к основному капиталу (либо любому другому, эффективность использования которого мы хотим определить) (формула 11).
(11)