Определение критериев качественного управления расходами на региональном уровне
Система управления бюджетными расходами на принципах бюджетирования, ориентированного на результат, обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и общественной значимостью ожидаемых конечных и непосредственных результатах их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.
Основные компоненты реформирования бюджетного процесса в данном направлении включает:
) создание такого механизма планирования бюджетных расходов и подготовки проекта, при котором заранее определяются и формализуются цели, которые достигнуты в результате расходования бюджетных средств, соответствующие направления и программы деятельности, на основе которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей.
) повышение ответственности распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, что позволяет отслеживать степень выполнения принятых ими обязательств на основе установленных показателей конечных и непосредственных результатов деятельности. Основной акцент контроля за исполнением бюджета со стороны контролирующих органов при этом переносится с оценки правомерности расходования бюджетных средств и соответствия фактических затрат плановым на оценку степени достижения запланированных показателей. Результаты такого мониторинга и оценки служат важнейшим источником информации для принятия решений о плановых ассигнований при подготовке бюджета на последующий год, в том числе - решений о прекращении финансирования определенных видов расходов при достижении поставленных целей;
) внедрение эффективной системы поощрения государственных служащих, иных работников бюджетной системы, а также руководителей государственной власти и их подразделений по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение таких результатов.
Цепочка разработки критериев определения целей выглядит так: формулирование глобальной (абстрактной) цели - перевод её в некие количественные показатели - оценка достижения цели с учётом ограничений в сроках и ресурсах. Если количественно выраженная цель достигнута в установленные сроки и в пределах, запланированных обозначенными ресурсами, можно давать позитивную оценку качества.
Формирование расходов бюджета, ориентированных на результат, опирается на систему показателей эффективности, включающая:
) стратегическую эффективность, т.е. достижение определённого стратегического результата в расчёте на единицу затрат;
) экономическую эффективность, т.е. объём выпуска на единицу затрат.
Методология бюджетирования исходит из следующих базовых понятий:
) Прямой результат действий распорядителя бюджетных средств;
) Стратегический результат работы распорядителя бюджетных средств.
При оценки критериев качества расходов следует говорить о целях управления и их достижения. Для определения критериев необходимо:
) выделить составляющие элементы системы управления;
) сформулировать цели управления этими элементами
) описать ряд критериев оценки качества управления.