Управление государственным долгом
¾ иностранные облигации - эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства;
¾ еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемых на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.
Приведённые методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам и широко используются развитыми странами и международными финансовыми организациями. Наряду с рыночными мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К ним относятся:
1. Конверсия - применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболее распространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции (собственность), на товары, на проведение природоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях (с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, и другие. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.
2. Консолидация - пересмотр условий погашения задолженности, который может быть реализован либо путем изменения условий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования существующей задолженности. Как правило, она носит принудительный характер и осуществляется путём добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путём замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация совмещается с конверсией.
. Унификация - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
. Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата доходов.
. Аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов.
Когда задолженность страны большая, приходится прибегать к различным мерам и механизмам, позволяющим урегулировать ситуацию и не допустить кризиса финансово-кредитной системы. В этой связи прибегают к осуществлению реструктуризации долгов и других мер (рассмотренных выше), но также к этим мерам относится формирование Стабилизационного фонда, создаваемого в целях более уверенного управления государственным долгом.
Под Стабилизационным фондом понимают фонд, формируемый за счёт отчислений органов государственного управления в государствах, имеющих большой государственный долг, в целях обеспечения возможностей относительно безболезненных выплат в пиковые периоды и постепенного погашения задолженности. Основной задачей этого фонда является ответственное и упорядоченное погашение государственного долга. Управление фондом может осуществляться самостоятельной структурой, независимой от Министерства финансов и Центрального банка. Наличие такого фонда способствует возникновению атмосферы доверия к государству-должнику и содействует нормальному функционированию рынка государственных ценных бумаг.
В России в бюджете на 2002 год в целях обеспечения своевременного погашения государственного долга и повышения устойчивости бюджета было предусмотрено образование финансового резерва, а начиная с бюджета на 2004 года впервые был сформирован Стабилизационный фонд РФ, составивший на конец 2004 года около 1 трлн. рублей.
Одним из условий эффективного управления государственным долгом Российской Федерации является достоверный учет и контроль за его состоянием в реальном режиме времени. Начиная с основных положений долговой политики на 2007-2009гг., она включает в себя новейшие подходы к решению долговых проблем. Так показатели долговой политики теперь утверждаются наряду с доходами и расходами федерального бюджета. Уже в 2006году Россия погасила весь долг Парижскому клубу кредиторов и снизила на тот год объём долга к ВВП до 9%. Это прогрессивно повлияло на изменение в российской долговой политике, что стало основанием для более высокой оценке политических и экономических изменений в России международными рейтинговыми агентствами, присвоившими России инвестиционный рейтинг кредитоспособности.