Государственный долг и источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ
 
 
Источник: www.minfin.ru
Рис.4 Соотношение внутреннего и внешнего государственного долга за 2011-2013 г. г.
Такой резкий рост привлечения заемного капитала не может не сказаться на финансовом рынке страны, в целом, учитывая, что более 90% этого капитала планируется привлечь на внутреннем рынке. Одним из возможных последствий может быть дефицит заемных средств, который неминуемо приведет к росту и без того достаточно высоких ставок по кредитам для участников реального сектора экономики, которые не имеют "выходов" к внешним источникам финансирования. Также возрастающие долги по заемным капиталам увеличивают статью расходной части федерального бюджета, отвечающую за обслуживание государственного долга, а именно за обслуживание этих кредитов почти в два раза.
За три года значительно возрастает государственный долг с 13,6% ВВП в 2011 году до 18% ВВП в начале 2014 года при параллельном увеличении долевой части объема внутреннего государственного долга на 4% (до 79%). Однако долевая нагрузка федерального бюджета остается в пределах нормы согласно международным стандартам, несмотря на рост государственного долга и в номинальном выражении. Но ситуация осложнится в конце 2013 - начале 2014 года, когда государственный долг будет превышать прогнозируемые доходы федерального бюджета на 790 млрд. рублей, а процентные расходы по государственному долгу будет соизмеримы с финансовой помощью, которая оказывается субъектам РФ.
Таблица 2. Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
| 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
| % к предыдущему году | % к предыдущему году | % к предыдущему году | |||||
| Обслуживание государственного и муниципального долга | 280,3 | 389,9 | 139,1 | 518,3 | 132,9 | 606,6 | 117,0 | 
| % к ВВП | 0,62 | 0,77 | 0,93 | 0,98 | |||
| Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации | 196,0 | 298,6 | 152,3 | 416,7 | 139,6 | 487,1 | 116,9 | 
| % к ВВП | 0,44 | 0,59 | 0,74 | 0,79 | |||
| Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации | 84,3 | 91,3 | 108,3 | 101,6 | 111,3 | 113,5 | 111,7 | 
| % к ВВП | 0, 19 | 0,18 | 0,18 | 0,18 | |||
Источник: www.minfin.ru
В связи с тем, что Правительство не собирает отказываться от выбранной политики в области покрытия дефицита федерального бюджета, одним из приоритетов долговой политики в 2011-2013 г. г. является развитие рынка государственных ценных бумаг, нацеленное на повышение их ликвидности. Основными сроками обращения государственных ценных бумаг будут 1, 2, 3, 4, 5 и 10 лет.
