Проблемы исполнения сметы бюджетного учреждения, пути их решения
В таком случае может быть внедрен следующий, соответствующий нормам Бюджетного кодекса, механизм финансирования медицинских учреждений. Общий размер бюджетных ассигнований конкретному учреждению определяется не на основе отчетной и прогнозируемых смет его доходов и расходов, а на основе тарифов оплаты за каждый законченный случай лечения и устанавливаемых в качестве задания показателей числа пролеченных больных по различным видам заболеваний. Общая величина бюджетного финансирования будет рассчитываться как сумма произведений согласованного количества пролеченных больных по каждой виду заболевания на соответствующий тариф оплаты за законченный случай лечения по данному виду. Далее рассчитанная таким образом величина бюджетных ассигнований расписывается по статьям сметы расходов, которая и утверждается учреждению в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса [1, с. 88].
Стратегия непрерывного улучшения качества основывается на системном взгляде на организацию больничной помощи, помогающем раскрыть характер и взаимоотношения участников процесса производственной деятельности, управления конечным социально-экономическим результатом, требующим улучшения результатов работы системы в целом на основе инновационных медицинских и организационно-экономических технологий.
Главной целью долгосрочной стратегии развития и управления изменениями в учреждение являются подготовка и принятие эффективных управленческих решений, ориентированных на конечный результат улучшения качества и рационального использования ресурсов.
В целом, система качества на уровне сочетания ресурсов, организационной структуры и методик, которые необходимы для достижения качества, выступает как инструмент повышения эффективности, финансовой устойчивости, развития и управляемости организации.
. Установить четкое ограничение обязательств медицинских учреждений перед распорядителем бюджетных средств оказанием медицинской помощи в пределах согласованных объемов.
При установлении тарифов на уровне полных издержек медицинских учреждений по оказанию соответствующих видов медицинской помощи, потребность в бюджетных средствах, необходимых для оплаты объемов медицинской помощи, обеспечивающих полную загрузку коечного фонда медицинских учреждений, будет значительно превышать сложившийся уровень их финансирования из окружного бюджета. Принимая во внимание реальные возможности увеличения ассигнований на здравоохранение в окружном бюджете, следует исходить из того, что объемы медицинской помощи, которые могут быть оплачены из бюджета по полным тарифам, будут меньше мощностей медицинских учреждений. В предлагаемом механизме бюджетного финансирования каждое медицинское учреждение здравоохранения будет получать средства из окружного бюджета за согласованные объемы медицинской помощи, которые государство в состоянии оплатить. Эти объемы могут составлять лишь часть мощности учреждения, но будут оплачиваться по полному тарифу, возмещающему все необходимые издержки. Остальная же часть мощности учреждения может быть на легальной основе использована для оказания медицинской помощи, оплачиваемой из средств обязательного и добровольного медицинского страхования, и для предоставления платных услуг населению.
. Внести изменения в формы отчетности медицинских учреждений здравоохранения и федеральных ведомств о расходовании финансовых средств.
Внедрение нового механизма финансирования медицинских учреждений позволит получать данные о затратах и результатах их деятельности, которые будут соотносимы друг с другом. Необходимо дополнить перечень форм отчетности медицинских учреждений здравоохранения формой, содержащей данные о количестве пролеченных больных, количестве койко-дней, числе врачебных посещений, которые выполнены в счет средств, поступивших из разных источников (средств окружного бюджета, средств обязательного медицинского страхования, средств от оказания платных медицинских услуг от населения и от юридических лиц). В этом случае появится возможность сравнительного количественного анализа эффективности использования различных видов ресурсов в разных клиниках.
. Изменить организационно-правовую форму медицинских учреждений здравоохранения.
Для того чтобы расширить права медицинских организаций по распределению и расходованию средств, получаемых из бюджета, системы обязательного медицинского страхования, от оказания платных медицинских услуг, по распоряжению имеющимся имуществом и гарантировать им определенную самостоятельность в принятии хозяйственных решений, необходимо изменение самого правового статуса медицинского учреждения.
С точки зрения эффективного расходования бюджетных средств, основными недостатками существующего положения являются:
сметный порядок финансирования учреждений, не способствующий внедрению новых экономических механизмов и более эффективному использованию имеющихся ресурсов;