Методы решения проблем финансового сектора в Республике Беларусь
Для вхождения Республики Беларусь в более высокую группу по классификации Организации по экономическому сотрудничеству и развитию продолжится работа по реализации мероприятий, направленных на повышение позиции Республики Беларусь в международных рейтингах, с привлечением представителей ведущих белорусских банков, крупнейших иностранных банков-кредиторов и экспортных кредитных агентств - стран Западной и Восточной Европы. [12, с. 14-28]
Хотя основу финансового сектора в Республике Беларусь в настоящее время составляют в основном банки, ускоренное развитие небанковских финансовых учреждений было бы выгодно как для поставщиков (т.е. домохозяйств), так и для потребителей (т.е. компаний и правительства) финансовых средств.
Одним из важнейших условий обеспечения устойчивого развития и функционирования страхового рынка является увеличение собственного капитала страховых организаций.
Капитализация страховых организаций будет повышаться за счет внутренних источников (прибыль страховых организаций и инвестиции в страховую деятельность резидентов Республики Беларусь) и внешних источников (инвестиции нерезидентов Республики Беларусь). Для этого нужно повысить статус и привлекательность страховых организаций на международном уровне; создать благоприятные условия функционирования для страховых организаций всех форм собственности и повысить требования к минимальному размеру уставных фондов страховых организаций.
Что касается развития добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, то здесь необходимо продолжать совершенствовать систему налогообложения, которая мотивирует граждан на страхование жизни.
Кроме того, необходимо, с одной стороны, проводить политику, направленную на повышение страховой культуры населения и восприятие страховых организаций как надежных защитников при чрезвычайных ситуациях, а с другой стороны - страховым организациям обеспечивать высокие стандарты качества предоставляемых услуг.
Основными направлениями обеспечения стимулирования спроса на страховые услуги, касающиеся в основном добровольного страхования, являются:
совершенствование порядка оказания финансовой помощи юридическим и физическим лицам в случае наступления чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф путем активного использования механизмов страхования;
внедрение механизма страховой защиты в инвестиционные программы, в том числе осуществляемые с участием иностранного капитала;
совершенствование системы налогообложения для граждан и субъектов хозяйствования, использующих инструменты страховой защиты;
информирование субъектов хозяйствования и населения о страховых продуктах, правах потребителей страховых услуг и их защите;
повышение качества и расширение спектра страховых услуг с условием максимальной защиты прав и интересов потребителей страховых услуг.
Для развития конкурентной среды на страховом рынке необходимо проводить мероприятия по созданию равных возможностей для государственных и частных страховых организаций, а также расширять присутствие иностранного капитала на отечественном страховом рынке.
Модернизация страхового законодательства предполагает создание единой системы законодательных актов в сфере страхования, определение четких условий взаимодействия страхователей и страховых организаций, предоставление всем субъектам страховых отношений возможности защищать свои права в равной мере.
Для повышения финансовой стабильности страхового рынка осуществляется страховой надзор, главная задача которого состоит в том, чтобы расширить требования, определяющие допустимые параметры рисков, принимаемых страховыми организациями.
Кроме того, предусматривается повышение ответственности за несоблюдение страховыми организациями законодательства в части выполнения нормативов безопасного функционирования.
Также предполагается развитие инфраструктуры страхового рынка, повышение квалификации специалистов страхового дела, совершенствование информационных технологий. [17, С. 7-11]
В 2010 году было принято новое «Положение о лизинге», в котором были учтены многие спорные и накопившиеся за последние годы вопросы. В то же время этот процесс не остановился: принимаются новые нормативные акты по развитию лизинговой деятельности в Беларуси, в т. ч. при активном участии общественных организаций - Белорусского союза лизингодателей и созданной недавно Ассоциации лизингодателей. [2, С. 32-33]
Что касается пенсионного фонда, то основными мерами по его реформированию являются повышение пенсионного возраста, замена индексации пенсий в связи с ростом заработной платы на индексацию в связи с ростом цен, снижение ставок взносов и введение условно-накопительных счетов. В целях стимулирования более позднего выхода граждан на пенсию с 1 октября 2012 года вступил в силу Указ №136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан», подписанный Президентом Республики Беларусь 18.03.2012 года. Этот указ предусматривает установление возрастающих процентов за каждый дополнительный год работы без получения пенсии, прошедший после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (для мужчины - 60 лет, для женщины - 55 лет). При этом работник сам принимает решение: обратиться за пенсией раньше, согласившись на относительно невысокий ее размер, или позже, заработав значительно более высокую пенсию. [26, С. 96-101]